Войти  /  Регистрация
Меню

Столетие спустя

Русский авангард.
Манифесты, декларации, программные статьи

Автор-сост. Игорь Воробьев

СПб., 2006. — 256 с., ил. Тираж 200 экз.

     Игорь Воробьев — один из крупнейших отечественных исследователей русского авангарда: рецензии на его книги «Русский авангард и творчество А. Мосолова» и «Композиторы русского авангарда» опубликованы в нашей газете (соответственно в № 11, 2006 и № 8, 2008). На сей раз петербургский композитор и музыковед публикует тексты, в совокупности дающие своеобразную, противоречивую и даже «лоскутную» картину искусства рубежа 1910-х. Представлены как индивидуальные (Велимир Хлебников, Николай Кульбин, Николай Евреинов, Василий Кандинский, Леонид Сабанеев, Михаил Ларионов, Виктор Шкловский, Владимир Маяковский, Андрей Шемшурин, Николай Евреинов, Артур Лурье, Арсений Авраамов, Сергей Прокофьев, Казимир Малевич), так и коллективные тексты (например, «Пощечина общественному вкусу» или «Академия эгопоэзии»); причем некоторые авторы фигурируют в сборнике не однажды.
     «Составитель не преследовал цель раскрыть абсолютно полную картину авангардной и околоавангардной публицистики и философии… При отборе материала, с одной стороны, учитывалась необходимость демонстрации самых общих и хорошо известных сторон авангардной эстетики… С другой, — данная панорама была бы неполной, если бы в ней отсутствовали отсылки к театральной практике и, что чрезвычайно важно, (…) — к музыке…
     Ряд представленных работ, равно как и их авторов, нельзя в полной мере отнести к авангардной культуре. С трудом в прокрустово ложе стереотипов о раннем авангарде укладывается концепция эгофутуризма И. Северянина или театральные новации Н. Евреинова, далеко не однозначной представляется связь с авангардом эстетической позиции Л. Сабанеева. Несомненно, альтернативой авангардной, футуристической эстетике предстают акмеизм Н. Гумилева и кларизм М. Кузмина. В конечном счете, было бы слишком прямолинейно отождествлять с авангардом музыкальную эстетику И. Стравинского… В этой связи многие тексты могли бы отсутствовать…
     Но в этом случае… содержание сборника утратило бы то важнейшее свойство полифоничности, неоднозначности, которыми обладал сам авангард в 1910-е годы. Ведь в начале века новое искусство еще не имело тех законченных границ, которые ему стали приписывать позднее» (Игорь Воробьев).

     Из статьи Сергея Прокофьева «Музыкальные инструменты футуристов» («Музыка», № 219, 18 апреля 1915):
     «Одной из существенных сторон футуристических воззрений является преклонение их перед современным техническим прогрессом. Футуристы, боготворя скорость, воспевают и современные машины, давшие нам скорость движения и жизни. Идя дальше, они поэтизируют эти машины и утверждают, что есть красота шумов: отдаленного шума бегущего поезда, пения пропеллера и пр. В поисках за красивыми шумами они изобретают новые музыкальные инструменты.
Зная об этом, я ожидал найти разновидности ударных инструментов, но ошибся, ибо инструменты футуристов имеют почти тянущиеся звуки, начиная от самых низких до самых высоких.
Инструменты имеют форму ящика, вооруженного большим рупором. Под левой рукой находится рычаг, движение которого по скале определяет высоту звука. Скала построена по диатонической гамме и имеет объем в 2-21/2 октавы. Под правой рукой находится рукоятка, вращение которой дает самый звук и позволяет производить ритмические эффекты. Звук получается от механического ущипления струн особыми зацепками, которые, будучи прикреплены к вращающемуся кругу, зацепляют их настолько часто, что при быстром движении рукоятки звук кажется почти непрерывающимся, сплошным».

Михаил Сегельман
«Музыкальное Обозрение» 05.2009 (305)

Вернуться к списку