Войти  /  Регистрация
Меню

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. ПОСОБИЯ ПО ФОРТЕПИАНО И ДРУГИЕ ИЗДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ, А ТАКЖЕ ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Интервью с продолжением…


Материал подготовил Александр Харьковский

ЧАСТЬ 1. «В музыку с радостью»


А.Х. 
Ольга Александровна, расскажите, пожалуйста, нашим читателям — ученикам, их педагогам и родителям, вообще всем интересующимся — про Ваши пособия для детей и для взрослых. Их ведь много...

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Да, их много. Больше двадцати точно. А дальше уже забываю и сбиваюсь... Но самое первое и самое значимое до сих пор — это пособие «В музыку с радостью», которому уже 16 лет. Это даже представить себе страшно — 16 лет им уже пользуются. Сколько лет ребенку, который начинал в 7 лет заниматься по этому пособию? Семь плюс шестнадцать?...

А.Х. Это уже студенты консерватории.

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Да, вот-вот. А когда создавалось оно, это были тяжелые времена — пустые полки в книжных магазинах, трудно было найти хоть какие-нибудь ноты. Но библиотеки еще были полны... Я работала в музыкальной школе — и поняла, что ни один сборник меня не устраивает. Потому что хотелось быть уверенной в том, что каждый ребенок пройдет нужное количество пьес, что на них он освоит все необходимые базовые приемы. И приходилось переписывать (ксероксов еще не было доступных) просто от руки, в тетрадку, массу легких песенок. Вот такая стопка у меня лежала на столе! Вначале вызревала мечта сделать сборник для своего класса, для коллег, которым это было интересно... И вот она реализовалась — чудесным, можно сказать, образом. До сих пор это кажется невероятным.

А.Х. Сборник сделан в соавторстве...

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Да, с Ириной Владимировной Визной. Это моя коллега, единомышленница. Мы вместе поработали — и сборник оказался нужным и очень востребованным. Причем преподавателям не только в России, но и за рубежом. И в ближайшем зарубежье, и в дальнем.
Этот сборник, я думаю, потому получил признание, потому что он облегчает труд преподавателя. Здесь собран и систематизирован материал для освоения основных пианистических приемов. Причем такая систематизация никогда не была представлена ни в одном сборнике. По крайней мере, я так это вижу.
Он помогает научить ученика. И дети занимаются по нему с удовольствием. Это оттого, что материал подается очень постепенно. То есть мало того, что все систематизировано по приемам, — внутри каждого раздела идет постепенное нарастание сложности. Каждый новый раздел опять начинается с самого простого. С маленькой формулы. Поэтому ребенок может сосредоточиться на качественном исполнении новой задачи.
С самого начала мы хотели предложить преподавателям заниматься в этой строгой последовательности. Можно, конечно, подходить творчески — если ученик способный. Но в общем случае — нужно проходить как можно больше легких пьес на каждый прием. Тогда прием закрепляется, и ребенок осваивает его исподволь, без нажима.

А.Х. Давайте покажем на примере — как эти приемы осваиваются.

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Хорошо. Только вначале скажу: первая часть учебника — ее мы считаем уникальной. Вторая — это уже хрестоматия. А первая — учебник. Именно здесь дан материал для освоения приемов.
Вот начало — штрих non legato. Вначале осваиваем этот прием с рук. Здесь легкие песенки, на одном звуке, на двух... Но все именно с рук. Чтобы сосредоточиться на двигательных приемах.
Потом постепенно осваиваем нотную грамоту, играем уже по нотам. Здесь можно переключить внимание ученика на зрительный ряд, но мы уже уверены, что навыки non legato он уже усвоил. Причем в non legato поначалу у нас появляются 2-й, 3-й и 4-й пальчики, потому что это легко. А 1-й и 5-й требуют особой проработки. Поэтому здесь есть отдельно вынесенные пьески — в 4-й части — упражнения на исполнение двойных нот 1-м и 5-м пальцами.
И вот к этим песенкам-упражнениям, кстати, я возвращаюсь постоянно. Мои ученики играют их как разминку. Мы играем их до тех пор, пока не будут очень хорошо получаться — играем другие пьесы, проходим другие приемы, — но эти у нас в качестве разминки остаются: «Добрый гном», «Часы», «Шаги». Эти приемы должны стать настолько «автоматизированными», чтобы не представляли никакой сложности впоследствии.

А.Х. Прием non legato вообще основа всего.

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Да, это залог будущей двигательной свободы.
Должна сказать, что мы часто расстраивались, когда посещали разные школы. Многие не следуют нашему совету и не прорабатывают последовательно приемы. Просто — по привычке — «прыгают» по учебнику, выбирая пьески. Но я прошу всех понять, что задача быстрее решается, если осваивать приемы последовательно. Быстрее вырабатывается навык. Можно поменять местами части, идти чуть быстрее вперед — потом возвращаться к предыдущим. Так и я делаю. Но каждый прием — это просьба ко всем преподавателям! — нужно закреплять на большом количестве легких пьесок. Этим педагоги облегчат задачу и себе, и детям!
Мы даже отредактировали некоторые сложные пьески, убрали ненужные трудности. Когда ребенок осваивает прием, ему не стоит тратить время на какую-нибудь неудобную мелочь. Задача пройти много, сыграть много. Пьески легкие, быстро выучиваются. Тогда ребенку интересно — быстро, легко, с радостью. А незаметно он осваивает все, что требуется.

А.Х. После non legato беремся за другие приемы?

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Дальше уже идет правильное исполнение и коротких лиг, и длинных. Вот два звука legato с опорой на первый звук (начинаем с простых — потом сложнее, и заметно сложнее), потом staccato — вначале кистевое, потом пальцевое (совершенно другой прием!)... Все эти тонкости я с учениками всегда прорабатываю, и нам это помогает потом во все годы учебы.
Двигательные приемы — это базовые вещи. Потом все сложности можно разложить на более простые приемы. Мы специально проводили лекции с показом: как в сложных произведениях найти все эти легкие, простые приемы.

А.Х. Если преподаватель берет в руки сборник «В музыку с радостью» — он видит, что содержание не включает в себя названий пьес.

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Да, их очень много. И все перечислять не нужно. Важнее, на мой взгляд, было отразить логику построения, сделать акцент на перечислении приемов: non legato, legato в разных вариантах…

А.Х. Вот лиги — вначале по два звука, потом по три...

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Да, причем — опора на первый звук, потом — затактовая интонация, опора уже на второй. Затем по три звука под лигой— опора на первый, на третий, потом на второй. Дальше уже можно наращивать, добавлять: четыре, пять звуков в разных вариантах, играть длинные лиги. Специально выделены длинные лиги в пьесах моторного характера в один раздел, а длинные лиги кантиленного плана — в другой. Так как задачи разные. Чтобы интонационно выразительно исполнять кантилену, нужно научиться выразительно играть все короткие мотивы, из которых состоит мелодия. Вот для этого и нужно уметь правильно исполнять короткие лиги.
Наталья Платоновна Корыхалова, рецензент нашего сборника, отметила: «Овладение двигательными приемами идет рука об руку с постижением структурных закономерностей музыкального языка, что позволяет ученику все лучше ориентироваться в строении музыкальной речи». Это очень важно. Потому что дети, занимаясь таким образом, дальше сами могут прийти к пониманию, как двигательно правильно исполнять ту или иную музыкальную фразу, предложение.
Кстати, чтобы дети понимали связь двигательных задач с музыкальной интонацией, у нас все песенки даны со словами. Они очень помогают почувствовать мотивы, фразы, предложения — собственно, первоначальны-то не движения руки, а именно интонация...

А.Х. А за какое время можно освоить, если идти подряд по всему сборнику? Я имею в виду первую часть, собственно учебник.

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. По-разному. Начинаем с сентября — кто-то к апрелю, кто-то к февралю, а может, и иначе...

А.Х. В общем, сильный ребенок — за полгода.

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Да, полгода. А кто послабее — дольше. А потом мы берем уже более сложные пьески из хрестоматии. Но так, чтобы они содержали приёмы, которые мы уже освоили по учебнику.
Могу добавить из своей практики. Как правило, самые сложные песенки из 1-ой части мы с учениками не проходим в первые полгода, я их оставляю «на потом». Отмечаю их карандашом прямо в нотах, это значит, что мы к ним обязательно вернемся. И возвращаемся. Чаще уже во второй год обучения. Это помогает ребенку вспомнить прием и уже самостоятельно грамотно разобрать и выучить пьески, которые когда-то ему казались очень сложными.
Здесь есть еще и третья часть — ансамбли. Можно их играть с преподавателем, но лучше, если обе партии играют дети. Они довольно легкие, удобные. И практически все — новый материал. Многие — в моем переложении. Тогда было так мало ансамблевой литературы! А дети любят играть ансамбли, это украшает их жизнь. И конечно, они получают навыки ансамблевого исполнения, это полезно.
Знаете, я не упомянула, что и в 1-й части сборника тоже много ансамблей. Но в основном они для исполнения вместе с учителем. И задача не столько учебная, сколько развлекательная — чтобы ребенок получил удовольствие от исполняемой музыки, пусть пока еще очень и очень легкой. И учился с радостью!

А.Х. Здесь есть еще и рисунки…

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Да! Их можно раскрашивать цветными карандашами. И те дети, которые любят рисовать, с удовольствием это делают.
Вообще-то, весь сборник рассчитан не на один год. Хрестоматию можно использовать и во втором классе, и в третьем. Несколько лет назад мы ее немножко усовершенствовали, выровняли по сложности. И полифония есть, и этюды. Так что это на три года.


ЧАСТЬ 2. «Секреты Дилидона»


А.Х. Ольга Александровна, но есть же проблема у малышей и другая. Кроме руки, свободы движения, опоры. Нотная грамота...

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Мы, когда делали «В музыку с радостью», намеренно почти не принимали во внимание освоение нотной грамоты. Нельзя объять необъятное. Но вообще-то очень хлопотно каждому ученику писать все нужное в тетрадку, и досадно было тратить на это время урока. И тогда, желая облегчить жизнь себе и другим преподавателям, я сделала тетрадь, которая называется «Секреты Дилидона». Это нотная грамота для маленьких музыкантов. И рабочая тетрадь-раскраска, и маленький учебник. Эта тетрадь включает в себя все, что ребенок должен знать по теории, нотной грамоте в первый год обучения.
Он помогает выучить ноты всех октав, с основными понятиями знакомит, с ритмом и длительностями, штрихами, размером, оттенками и т.д. Дети любят по нему заниматься, потому что здесь много творческих заданий. Кроме того, родители могут ребенку помочь: прочитают ему пояснения — и весь материал, что пройден был на уроке, легко можно повторить. Даже сложные вещи — вроде нот с точкой или синкоп — не кажутся такими сложными, потому что здесь есть маленькие упражнения (прохлопать на столе двумя руками различные ритмические рисунки по нотам), и после этого на инструменте их играть уже легче.
Особо могу отметить раздельчик маленький «Штрихи». Здесь на простейших упражнениях (на основе гамм) со стихами даются «маленькие формулы» исполнения основных базовых приемов — то есть тех, которые встречаются в сборнике «В музыку с радостью». Вставить их в с тот сборник уже невозможно, но мне очень захотелось, чтобы они были представлены в виде, так сказать, квинтэссеции, что ли… Чтобы как следует были усвоены ребенком, чтобы навсегда закрепилась эта связь интонации и соответствующего приема: ученик должен понимать, что главный звук (ударный слог) играется с опорой в инструмент, неглавный (безударный) без веса руки. Вот, к примеру: «Час-то кош-ка мо-ет лап-ки» — лиги по два звука, с ударением на первый звук, то есть на первый слог. Значит, первый звук играется сверху, с опорой руки, а второй — уже на ее снятии. А вот здесь — «По-шел гу-лять со мной ще-нок» — затактовая интонация, опора на второй звук (ударный — второй слог)… И что еще важно: все эти базовые приемы —исполнение лиг из двух, трех звуков — играются на одном движении руки. Вот как мы играем один звук non legato на одном движении руки, вот точно так же нужно исполнить на одном движении (с распределением веса руки) два звука, три, четыре. А позже — хоть восемь и больше. Это уже неважно — сохраняется тот же принцип. Если ученик как следует это усвоит, то в дальнейшем очень легко с ним заниматься, он уже способен осознанно исполнять те или иные технические задачи, да ему их и гораздо легче их объяснить. Бывает, до седьмого класса мы вспоминаем об этих формулах!.. Не получается что-то — а помнишь «Кошку»? — и руки сами играют, как нужно.

А.Х. А письменные упражнения — их можно делать прямо тут, в учебнике?

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Да, эта тетрадка индивидуальная. Специально задание дается — и оставлено место, карандашиком пишут. Тетрадочки недорогие, удобные. Вся теория дана просто, понятно, есть ноты всех октав, маленький словарик. Рисунки симпатичные, помогают запомнить новые сведения.
Кстати, недавно прочитала в интернете на каком-то форуме, что многие взрослые — те, которые решили самостоятельно начать учиться музыке, советуют друг другу учить нотную грамоту по этому детскому пособию, дескать все просто и понятно…


ЧАСТЬ 3. «Весёлый слоненок»


А.Х. Здесь у вас еще сборник — улыбающийся слонёнок на обложке. С воздушным шариком...

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Это «Веселый слонёнок». Фактически — дополнение к сборнику «В музыку с радостью». Так получилось, что там весь музыкальный материал в основном сконцентрирован на середине диапазона: первая октава, малая... Есть, конечно, и другое — но маловато. Поэтому, чтобы ребенок мог активно освоить ноты и первой, и второй, и малой, и большой октав, я даю пьески из «Веселого слонёнка».
Очень краткие. Очень простые. Буквально с первых шагов их можно играть двум ученикам. А закрепляем уже знакомые приемы. Песенки на русском и на английском. Многие дети учат английский даже с первого класса — с удовольствием поют.
Есть здесь и более сложные, для 2-го и 3-го классов. Хотя и они легкие, так как очень удобные. Не хватало у меня репертуара для тех детей, которым трудно учиться. Нужен был материал, который создавал бы видимость, что это сложно — а на самом деле все очень легко.

А.Х. Вижу, вот — много «черненьких». И игры на черных клавишах, и черненьких на бумаге — шестнадцатых.

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Да, но играть-то легко! Вот, к примеру «Трансформер» (кстати, эта пьеса есть и в сборнике «В музыку с радостью»). Или «Встреча в пустыне» — очень легкая, повторений много, приемы знакомые — но этакий восточный колорит, детям очень нравится. А играть можно — если дети способные, то хоть в первом классе. А уж во втором точно.

А.Х. А пьесы в сборниках — Ваши все?

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Нет-нет. «В музыку с радостью» — тут много моих, но это сборник пьес разных авторов. Да я вообще-то тогда и не ставила задачу сочинять. Это была вынужденная мера. Когда не находила того, что мне требуется по замыслу у других авторов — приходилось сочинять самой. Но вошла во вкус... В «Веселом слонёнке» — это мои пьесы. Они удобные и методически полезные. Знаю, что их играют.

ЧАСТЬ 4. «В музыку с радостью» для 4–6 лет

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Вот этот сборник — относительно недавний. Для подготовительного класса. Это был заказ издательства. В последнее время в петербургских школах стали заниматься с детками очень маленькими. Некоторые с 4 лет. И нужен репертуар, нужны сборники.

И этот вот сборник — для малышей — то есть для тех детей, которым по основному «В музыку с радостью» заниматься еще рано. Привлекает в нем и то, что книжка цветная: много цветных картинок, очень крупные ноты...

А.Х. Альбомный формат...

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Да, альбомный. Чтобы не было переноса строк, ребенку это трудно. Чтобы крупные ноты — и без переносов, в одну строчку. Внизу странички к каждой песенке есть аккомпанемент.

А.Х. Да, вот это важно: крупные ноты для ребенка, а помельче внизу — для учителя. И расположены не строго друг под другом. Но при этом понятно, что к чему относится.

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Вся книжка не выходит за рамки штриха non legato. И вся основана на нотах первой октавы.

А.Х. Но она не повторяет основной сборник «В музыку с радостью»?

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Нет, совсем не повторяет. Она более простая. И если ребенок готов заниматься сразу, она, может, и не нужна... А если совсем малыш — ему пройти удобно. Вначале донотный период. Вот нарисованы клавиши с кружочками, мы учим клавиши и играем нотки «с рук». Много песенок, которые разучиваются с рук. Вот — на черных клавишах — педагог показывает, а ребенок повторяет. Педагог — ученик, педагог — ученик...

А.Х. ...Это песенка «Крот».

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Да, песенка–игра. У меня тут не просто песенки — это песенки-игры, упражнения-игры. Вот, к примеру, «Кто идет?»:

Кто идет? — Слоник!
Кто идет? — Медведь!
Кто идет? — Лиса!!

И так далее по всей октаве снизу доверху. Ученик на трех черных клавишах задает вопрос, а учитель на двух черных отвечает. Потом меняются местами. Можно придумывать новые ответы, свои собственные. Ребенок играет в игру, а нам эта игра помогает добиться нужного результата.

А.Х. И тут же клавиши нарисованы.

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Все нарисовано. И клавиши, и куда идти по ним. И все герои-зверушки.

А.Х. А вот здесь кружочками на клавишах что обозначено?

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. А это — с какой ступеньки нужно начинать. Стрелочка показывает движение вверх или вниз. Ребенок пока ничего не знает: ни букв, ни нот, ни клавиш, — но задание ему будет понятно. А вот в других песенках-играх предлагается ученику немного поимпровизировать, придумать ответ на музыкальный вопрос. Пусть на двух или на трех нотках, но все же. Нужно, чтобы ребенок с самого начала свободно себя чувствовал за инструментом.

А.Х. А принцип такой же, как в основном сборнике? То есть каждый раздел прорабатывается?

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Нет, здесь же один прием — non legato. Поэтому логика построения другая. Постепенное, даже очень постепенное освоение азов нотной грамоты на основе исполнения одного приема — сначала без нот, а потом и по нотам. Играем по нотам — и потихонечку их выучиваем.Учим нотку «соль» — играем песенки на «соль», добавили «ми» — учим песенки на «соль» и «ми». И так постепенно, шаг за шагом расширяем диапазон, учим все ноты. Помнится, не так уж и легко было подобрать и придумать песенки, отвечающие нужным задачам — ведь постепенно нужно было вводить новые понятия, новые правила, их отразить в песенках — диез, бемоль, затакт, оттенки… Причем все новое, что нужно запомнить, помещается вверху страницы, в желтых квадратиках. Это упрощает задачу: ребенку и понятно, и легче запомнить.

А.Х. А что это за сказка и ноты, нарисованные на нитке? Не сразу на пяти линейках? И вначале нота только на нитке, а потом уже по две ноты — на нитке и над ниткой. А потом на нитке и под ней. Потом две линейки — и уже движение снизу вверх и сверху вниз, по три ноты.

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Да, это маленькая музыкальная сказка, она побуждает ребенка сыграть песенки, которые поют герои этой сказки. Хотелось, чтобы малыш сам пришел к пониманию, почему нота пишется выше или ниже. Чтобы сам увидел связь высоты звука и его графического изображения. И здесь поначалу не важно, сколько линеек. Главное — высотное соотношение звуков между собой. Не случайно здесь есть и картинки с изображением ступенек, это же более понятно малышам.

А.Х. И мы пока не привязываем ноту к конкретной высоте, к конкретному ключу?

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Да, вот здесь просто клавиша нарисована, значит, от нее надо играть.

А.Х. А потом — постепенно приходим к пяти линейкам?

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Да! А дальше — вот они, нотки первой октавы. И мы начинаем их изучать. Учим стихотворение про ноты. Оно помогает запомнить их расположение.

А.Х. А дальше идут длительности. Тоже сначала на нитке, чтобы зрительно не усложнять.

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. И к тому же хочу добавить, что все пьески выдержаны в половинных, целых, четвертных длительностях. Это так специально задумано. Восьмые все же сложнее усвоить таким малышам. Кстати, здесь, в конце сборника у меня есть ансамбли для трех учеников.

А.Х. Ансамбли для трех! И каждый из них что-то простенькое играет...

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Да, шестиручное исполнение. Надо сказать, что сделано это по заказу Ирины Владимировны Визной. У нее было много подготовишек, и она попросила придумать подобные ансамблики. Причем это записано в двух вариантах: для преподавателя — в виде партитуры мелкими нотами в двух ключах. А детям — на другой страничке — все записано крупными нотами и только в скрипичном ключе — они же не знают других октав!

А.Х. И вот если ребенок прошел эту тетрадочку...

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. После этого он может перейти на основной сборник «В музыку с радостью». Но все определяется, конечно, индивидуальными особенностями ученика, это по усмотрению педагога.


ЧАСТЬ 5. «Летом в деревне»


А.Х. 
Ольга Александровна, Ваш сборник «Летом в деревне» — он ведь уже целиком Ваш? Пьесы Ваши?

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Да, я что-то расписалась... Придумала целый сборничек. Одну пьеску из него я включила в школу «В музыку с радостью» в новой редакции, и ее много играют, даже на детских конкурсах — «Утро в лесу». А вообще, просто хотелось пополнить репертуар очень удобными, простыми пьесками. И привлечь внимание к образной стороне, но чтобы образы были понятными.
Здесь 11 пьес, и каждая предваряется маленьким пояснением. Рассказом. Пьески программные.

А.Х. А весь цикл вместе — целая история. «Летом в деревне» — туда, в деревню, семья со своими зверушками выезжает...

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Ну да, кот, собака. И дети, понятно. Вот первая пьеса — приехали в деревню — «Ура! Каникулы!» Потом «Наш милый черный кот», дальше «Рикки на прогулке». А следом — та же Рикки в этюде «Покатаемся!» Собака катается на велосипеде, сидя в корзинке. Это все правда, это так и было, Рикки это наша собака обожаемая...
Образы и ситуации понятные. «Песенка мотора» — это тоже про Рикки, но теперь она катается на дедушкином мотоблоке. Это этюд. И каждая история рассказывает, о чем пьеса — и, соответственно, как исполнять нужно, какие задачи можно поставить. Про курочку со странным именем Рыжик... «Утро в лесу», «На волнах» (катание на лодке), «В лучах заходящего солнца» — и «Колыбельная».
Забавная история была на фестивале «Петербургские композиторы — детям», у нас в Доме композитора. Там девочка, первоклассница — она очень хорошо исполнила пьесу, к моему большому изумлению (пьески не такие уж легкие), — когда я объявила название «Рикки на прогулке», эта девочка, сидя уже за роялем, повернулась лицом к залу и громко сказала: «Пьеса про собачку Рикки, которая очень любила нюхать цветы!» И стала исполнять. Видно было, что ей очень нравится и собачка, и пьеса. Это было так трогательно...


ЧАСТЬ 6. «Учусь импровизировать и сочинять» (тетради 1–3тетрадь 4тетрадь 5)


А.Х.
Но у Вас ведь не только собственно пьесы для исполнения, а еще и пособия по импровизации...

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Мы с Ольгой Петровной Булаевой сделали 5 тетрадей. Ольга Петровна первая у нас в Гатчинской школе стала заниматься этим. Я уже присоединилась к ней. Она сейчас уехала в США, живет там несколько лет. Мы с ней это вместе придумали, сделали — а вот работать приходится мне одной… Здесь. А она там у себя работает. Она и была инициатором создания этих тетрадей.
Идея такова: сделать пособие для развития творческих способностей, которым могли бы пользоваться абсолютно все преподаватели и с абсолютно всеми детьми. Оно не зря называется «Учусь импровизировать и сочинять». Мы не учим быть композитором, не учим и импровизировать на уровне настоящего пианиста-импровизатора. Просто это тетради, по которым удобно заниматься преподавателям, желающим творчески развить детей.
Для этого не нужно преподавателю быть ни композитором, ни самому даже уметь импровизировать, ни детей обучать как талантливых. Конечно, с талантливым ребенком — все гораздо легче делать. У меня была девочка, которая легко освоила все пять тетрадей, мы с ней прошли все задания. Но сейчас встречаются детишки, которые не могут такого — и приходится что-то пропускать. Но я вижу, как детишки, с которыми мы делаем эти задания, начинают быстрее развиваться. И начинают лучше понимать, как композитор сочинил те пьесы, что он исполняет. И это помогает чувствовать себя свободнее за инструментом.
Тетради называются «творческими», в них все сосредоточено: задания творческие, но построены на изучении теории. Ребенок получает какие-то сведения — и сразу пробует на практике. Вот прошел интервал — и сразу на эти интервалы сочиняет песенки. Вот песенки-попевки, построены на всех интервалах. И он уже знает: и как интервалы выглядят, и как звучат, и какой у них «характер». Уже и не страшно — и слышать их начинает гораздо лучше.
Сначала очень простые, традиционные задания. Закончить музыкальную фразу, предложение. Но везде есть примеры, а не просто объяснение и задание. Вот почему я говорю, что это для любого преподавателя: любой может показать и преподнести ребенку. Преподавателю даже не нужно готовиться, не нужно искать, например, поэтические тексты. Все уже приготовлено.

А.Х. А писать досочиненные пьески тоже можно прямо здесь?

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Знаете, мы пришли к выводу, что если писать, то удобнее в своей собственной тетрадочке. Но вообще-то мы пустые такты оставляем, чтобы ребенок мог не писать, а играть. А такты помогают видеть структуру: вот первый такт заполнен, а второй пустой — надо придумать. И это должны быть многократные пробы на инструменте...

А.Х. Разные варианты.

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Да, именно в этом-то и задача — попробовать разные варианты! А уж написать можно самый лучший.

А.Х. А по тетрадкам как материал распределяется?

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Первая тетрадь — начальный этап. Интервалы. Ритм. Мажор и минор. Потом освоение главных трезвучий. Очень простые фактурные формулы.
В тетрадке есть «Занимательные странички». Например, здесь пентатоника. Это обычно детям очень интересно. Очень любят импровизировать в пентатонике. Здесь же — увеличенное и уменьшённое трезвучие. Учится подбирать к мелодии и эти трезвучия...

А.Х. То есть вначале учимся дополнять одноголосную мелодию. А потом берется готовая одноголосная мелодия — и к ней подбирается аккомпанемент.

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. А бывает, что и наоборот. Дается гармония, а мелодию можно сымпровизировать. Где-то мы подсказываем: можно идти по звукам трезвучия, или гаммообразно, или ломаными арпеджио... Простейшие варианты. И это все доступно. Любые дети это могут освоить.

А.Х. Всегда вопрос: как сделать так, чтобы ребенок за мелодией начинал слышать функции?

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. В первых тетрадях — здесь подобраны такие мелодии, которые никаких трудностей не содержат. Так что и подбор не составляет труда. А вот дальше, в 5-й тетрадке, именно эта задача и стояла. Потому что здесь мы хотим, чтобы дети — даже совсем не «слухачи» — научились подбирать песни, которые они слышат. А песни эти ведь несложные, но содержат обычно модуляции в первую степень родства (например, «золотую секвенцию»). И надо, чтобы дети, даже если не слышат — чтобы они могли понять, как это сделано.
И мы здесь даем уже что-то вроде аналитического материала — чтобы показать — видите? — здесь уже ступени подписаны, и показано, где переход...

А.Х. Да, но это где подписано...

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Конечно. Но на слух потом легче понять. Если услышали тонику новой тональности, то ясно, как к ней потом придти. Не надо вслепую подбирать, можно действовать «от знания». Например, вот переход через доминанту в новую тональность.

А.Х. А на начальных этапах подбор баса?

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Есть. Кстати, есть и еще одно. Смотрите: в 4-й тетрадке бас задается на трех звуках. Например, целая история — «Пустыня» (или «Караван»). Восточный лад, необычный. И остинатный аккомпанемент... А вот здесь миксолидийский лад — и тоже остинато, но как бы «в народном стиле», в русском народном.

А.Х. С параллельными трезвучиями, как на гармошке.

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Да-да, без строгих правил. И дальше импровизируем в разных жанрах: марш, полька... Показываем возможности импровизации мелодии — звуки проходящие, вспомогательные, предъем... И если все это пройти, просмотреть — пальцы сами уже играть будут.
Знакомимся с трехчастной формой. Потом — вот еще такая запись.

А.Х. Идет аккомпанемент, а вместо мелодии...

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Чтобы не думать, не ломать голову над ритмом, даем ритмическую подсказку на «нитке».
А здесь даже в ансамбле можно импровизировать. Но чтобы представлять себе, на основе какого аккорда — выписываем аккорд-подсказку.

А.Х. Они играют в четыре руки, и им дается, условно говоря, квадрат.

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Да. И это доступно — и для средненьких, для всех детей. Всё понятно. Вот вальс. Понемножку знакомимся с новыми аккордами, вводим новые краски. Даем и примеры. Усложнение постепенное.
А заканчивается тетрадь «импровизацией-сказкой». Ее можно в нескольких частях сделать. И здесь уже знакомство со сказочными гармониями, фантастическими приемами: увеличенные трезвучия, кластеры, «Кащеевы терции», тремоло, квартаккорды... Тут же и разные диссонансы, хроматизмы. И везде примеры есть. Все можно попробовать. Дети этим любят побаловаться — для них это не упражнения, а игра, баловство.

А.Х. Да, вижу. Даже такое баловство, как взять мелодию из Люлли — и дать гармническую подтекстовку… ну совсем из другого стиля.

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Да, такое «страшненькое». — А кто это пришел к нам на бал? И как его преобразить? — Это же дает свободу...
Я вспоминаю первоклашку одну, которая — мы проходили еще по первой тетрадке тритон, и ей этот тритон очень нравился. А у нас там не только ансамблевая импровизация, но еще и шаги тритоновые, и тоже сказочная окраска получается. И вот эта девочка — ей настолько этот интервал нравился, что она брала простые какие-то пьески, вроде «Бабушкиных воспоминаний», и там меняла интервалы на тритончики, «хулиганила» — и смотрела хитрым глазом на меня: вот, мол, бабушка у нас, а оказывается... а что за бабушка? Не баба ли Яга? Она специально это делала.
Приятно, если дети способные и талантливые. Знаю, что во многих питерских школах композиторы преподают. И учат детей сочинять музыку. А эти сборники рассчитаны на абсолютно всех детей. И пройти хотя бы не все, хоть что-то — это очень развивает и учит слышать.
К сожалению, нет специального предмета «импровизация». Раньше в нашей школе был. А теперь можно это делать, только уделяя часть урока — хотя бы раз в неделю — на импровизацию. Хотя бы 10-15 минут. Этого очень мало.
А для преподавателей, которые занимаются частным образом — здесь большие возможности. Потому что можно получить одновременно теоретические знания. Даже если ребенок не ходит в музыкальную школу, он по этим тетрадкам многому научится.


ЧАСТЬ 7. «В лунном сиянье»«Большая музыка — маленькому музыканту»

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Вот еще два издания. В первой тетрадке — музыка в моих переложениях. Для чего это сделано? Я работаю в музыкальной школе, общаюсь много с преподавателями в других школах, других регионах. И мы пришли в последние годы к выводу, что большинство наших детей не способны освоить ту программу, по которой учились мы. Программа школ практически не менялась, сколько лет уже по одной программе работаем. Но раньше все было нацелено на профессиональное обучение. Конечно, в музыканты шли не все, но работать по этой программе обязаны были все. И был жесткий отбор, и попасть в музыкальную школу было сложно, а учиться было очень престижно.

А теперь жизнь изменилась, обстоятельства изменились. Принимаем всех детей, практически без отбора. И нужно как-то развить ребенка. Так что обучать его требуется немножко по-другому. Дети, нацеленные на профессию музыканта, могут обучаться и по старой программе. Но для других — во многих школах существуют общемузыкальные, эстетические отделения. И нужна особая программа для них. И нужен новый материал.

Собственно, какую цель поставить? Если мы растим не профессионала, то — с каким багажом ребенок выйдет из музыкальной школы? Хотелось бы, чтобы он был профессионально наученным музыкантом-любителем. Который мог бы импровизировать, подобрать песни, мог бы поиграть в кругу друзей.

А.Х. В общем, мы говорим вот об этих двух сборниках — «Обучение без мучения» и «В лунном сиянии». И о серии под Вашей редакцией «Большая музыка — маленькому музыканту» (автор Т. Юдовина-Гальперина). С чего начнем?

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. «В лунном сиянии» — очень легкие переложения, чтобы ученики, выпускники школ могли прочитать это с листа.

А.Х. Романсы.

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Да, романсы и русские народные песни. В действительно легком переложении. Я знаю, что многие покупают своим ученикам эти сборники в подарок на выпуск. Неужели не пригодятся? Трудность здесь — на уровне третьего класса.
Очень простые приемы. Конечно, можно было разнообразить, сделать перенос аккордов... Но я делала специально очень легко. И где можно не усложнять — не усложняла.

А.Х. В общем, ребенок, закончивший музыкальную школу, это может играть с листа.

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Либо сыграет с листа, либо очень быстро выучит без помощи преподавателя. Потому что ему здесь все очень понятно. Это ведь еще и для того, чтобы они жили не только в мире современных песен, а и обращались к тому, что их дедушки и бабушки еще, надеюсь, помнят. Чтобы могли помузицировать в кругу семьи.

А.Х. И примерно такая же задача в серии «Большая музыка — маленькому музыканту».

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Да, эта идея принадлежит Татьяне Борисовне Юдовиной-Гальпериной (1945–2003). Она буквально за месяц до своей смерти передала в издательство свой огромный архив — ноты для будущей серии. Уже без нее мне пришлось скомпоновать материал, отредактировать и сделать серию тетрадок.

А.Х. Здесь уже переложения классической музыки.

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Да, можно любую тетрадку для примера взять — вот, например, 3-я: Вальс Брамса, Хабанера и куплеты Тореадора из «Кармен», отрывки из Пятой симфонии Чайковского и Танец маленьких лебедей, фрагменты из опер Верди и даже отрывок из Фортепианного концерта Грига... Но все это — в очень-очень легких переложениях. Дети могут прочитать нотный текст, получить удовольствие от музыки — знакомой или незнакомой. Здесь же помещены, кстати, и краткие биографии композиторов, и запоминающийся исторический анекдот о каждом.


ЧАСТЬ 8. «Обученье без мученья» 


А.Х.
А сборник «Обучение без мучения»? Здесь тоже переложения классической музыки?

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Это еще один случай. Учебное пособие, вроде учебника. Тоже легкие переложения. Но это детские песенки.

А.Х. И из них сделаны фортепианные пьесы. Для каких классов?

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Для разных. Начиная с 1-го класса — и до 7-го. Но это, если посмотреть раздел 1-2 классов, не совсем легкие пьески. Эти пьесы нужно учить, как пьесы из хрестоматии соответствующего класса. Это своего рода альтернатива — чтобы дети играли не только сонатины и полифонию (что им не всегда близко), а чтобы они могли, поучив в классе с преподавателем переложения знакомых и любимых песен, получить при этом необходимые навыки фортепианной игры.
К каждой пьесе я даю методический комментарий: над чем здесь можно поработать.

А.Х. Вот я смотрю — песенка Шаинского «В траве сидел кузнечик». При этом методические комментарии: сосредоточиться на цепкости кончиков пальцев при исполнении staccato, на исполнении приема репетиции...

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Чисто методические указания, они помогут преподавателю понять, зачем стоит дать ученику эту пьесу. Она не будет бесполезной. Она поможет ребенку развиться и в техническом, и в музыкальном плане. Хотя для ребенка это — песня, а не «педагогический репертуар».
И ведь смотрите, что происходит. Ребенок в первом классе играет пьески — сплошь переложения простых песенок. Вот он проходит свой первый сборник — как наш «В музыку с радостью». Он детям нравится. Ребенок с удовольствием проходит эту книжку. А потом его ждет неприятный момент — он закончил ее и переходит к обычной программе. И что он играет? — менуэт, полонез полифонический, сонатину и вариации, пару этюдов, пару пьес. Совершенно другой музыкальный мир.
Получается очень большой разрыв между первым классом — и всем дальнейшим. И вот чтобы этого разрыва не было, преподаватель может найти возможность проходить в классе эти пьески. На них поучиться есть чему...
Вот у меня девочка играла во втором классе эту пьесу.

А.Х. Тот же Шаинский, «Когда мои друзья со мной»...

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Синкопированный аккомпанемент (бас поярче, а «начинку» легко), длинную линию не разбивать басами, во вступлении репетиции на двойных нотах... Аккомпанемент меняется... Пьеса не легкая для второклассника. И я считаю, что пьеса эта помогла. Девочка училась с удовольствием, но при этом освоить пьесу было нелегко.

А.Х. Притом все же забавно: песенку она знает, слова написаны.

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. И она может сыграть ее для своих друзей...

А.Х. А в седьмом классе?

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. А в седьмом — «33 коровы» Максима Дунаевского. Рэгтайм, собственно говоря. «Чунга-чанга» — тоже сложно. Хотя вроде и легкое переложение, но все-таки латиноамериканские ритмы. Есть что поучить. Любимая многими «Прекрасное далёко». Вот чудесная пьеска — «Тик-так» Островского. Видите, мелодия, потом аккомпанемент в другом регистре? Есть над чем поработать — звуковое переключение. И по содержанию они больше подходят старшим: вот на стихи Цветаевой, дальше «Крылатые качели»...
Здесь еще важно, что есть раздел, включающий в себя исполнение песенок по буквенным обозначениям. Проще говоря, по цифровке (это уже было в тетрадке по импровизации). Даны примеры, подробное объяснение, как строятся аккорды. В конце сборника — таблица аккордов. Для тех, кто не понял.
И есть песенки-упражнения. Они включают в себя по два-три аккорда. Освоить каждую песенку легко. Но в то же время — постепенно пройдя все песенки, ты освоишь буквенные обозначения всех нот.
А дальше — рассказано, как работать над пьесками.

А.Х. А нотные станы пустые для чего оставлены?

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. А вот зачем. В первых пьесках даны варианты аккомпанемента. Но если в процессе работы ребенок или преподаватель придумали другие варианты сопровождения — можно их записать. Или более простые, или, наоборот, поинтереснее... А в последних пьесках я уже не дала вариантов, пусть сами построят аккорды и запишут. Но это несложно — табличка-то под рукой.
Я считаю, что это очень нужная вещь — чтобы из музыкальной школы ученик вышел с такими навыками, которые пригодились бы ему в обычной жизни. В студенческой или в кругу семьи, для своих детей, — чтобы мог сыграть простые песни. Не вспоминал бы репертуар музыкальной школы, а чувствовал себя за инструментом свободно. Тем более, что сейчас многие покупают синтезаторы — а там, если владеешь цифровкой, у тебя еще больше возможностей.

А.Х. Нажимаешь аккорд, а звучит...

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Да-да, звучит целая аранжировка. В общем, если идти в ногу со временем, использовать сегодняшние возможности и ставить новые задачи, — эта книжка очень пригодится.
В Череповце я показывала эту книжку в одной очень современной школе. Они закупили очень много и решили, что будут обязательно включать в программы своих занятий и экзаменов пьесы из нее — наряду традиционными.


ЧАСТЬ 9. «Мамины песенки»

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Кстати, к вопросу о буквенных обозначениях...

А.Х. Совсем новая книжка — «Мамины песенки».

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Наконец-то мы ее держим в руках — это книжка, которую я придумала, когда моему внуку было два месяца. А теперь ему пять с половиной лет. Все здесь мы, конечно, пропели с ним... Эта книжка — в помощь мамам, бабушкам, дедушкам, папам, братьям, сестрам. И всем вообще родственникам, которые любят и растят маленького ребенка. Потому что не все мамы знают колыбельные песенки, но очень многие хотят их петь. И чтобы не искать по интернету... Нет, правда, я видела, как бедные девочки спрашивают друг у друга, где взять такую песенку или вот такую, а где найти вот такую колыбельную — «а где ты взяла? покажи, дай ссылочку»... Так что если родственники им подарят такую книжку, у них будет масса колыбельных, которые они споют своим деткам. Если мамы, или бабушки, или кто-то из родственников учился в музыкальной школе, им будет легко сыграть, спеть эти мелодии. И гармонизовать их на основе буквенных обозначений. В конце здесь тоже есть табличка, и если человек забыл, как строить эти аккорды, то он спокойно найдет их здесь. И возьмет, и будет играть — на фортепиано или на синтезаторе.

А.Х. Издано симпатично...

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Да, книжка меня очень порадовала, очень приятно ее видеть такой красивой и нарядной. С рисунками на каждой страничке. Рисовали Ирина Илюхина и моя дочка Ксения. Картинки очень «теплые» и должны понравиться детям. Так что эта книжка совмещает в себе и просто книжку стихов для детей с картинками — и ноты (крупно напечатанные), позволяющие пропеть песенки. И даже малыши, которые учатся в музыкальной школе, могут эти песенки пропеть своим братьям и сестрам!
Кстати, сборник состоит из нескольких разделов. Я сказала про колыбельные, но здесь еще и игровые песенки. И есть к ним описание, как играть...

А.Х. Так это что-то вроде «Сороки-вороны», которая кашку варила!..

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Ну да, конечно, здесь и «Сорока», и «Ладушки», и «Каравай-каравай», и «Кораблик „Ложка“»! Есть известные, есть неизвестные песенки-игры — под них можно купать ребенка, кормить его (и помогать в этом деле, чтобы хорошо кушал). В конце книжки даются подсказки, рекомендации, которые на самом деле могут помочь родителям. Можно просто взять на вооружение, а можно самим на этой основе что-то придумать... Главное захотеть. Дальше есть и плясовые...

А.Х. Это уже когда ребеночку захочется стать на ножки и поплясать?

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Нет-нет, эти все песенки — на возраст «с самого первого дня». Смотрите, тут всё написано: любые движения под музыку. Может, он под эту музыку будет приседать — если он уже учится ходить. А может, мама будет их петь и греметь погремушками в такт (а это развивает чувство ритма). А когда-нибудь, может, и попляшет...
Можно инсценировать это все, что-то вроде спектакля придумывать. Такие мини-спектакли с игрушками. О чем поется в песенке, все показывать ребенку. Масса возможностей. Буквально каждый шаг, от кормления и до сна, можно сопровождать мелодиями-песнями...

А.Х. А последний раздел, «Поём вместе с детьми»?

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Это, конечно, уже когда детки немножко подрастут. Кто как может. Не надо ставить задачу спеть сразу сложные песни. А этим грешат родители, которые не понимают особенностей детских связок.

А.Х. Да, дочка у меня могла петь сразу что угодно, хоть в третьей октаве выводить песенку чисто. А с сыном не очень получалось вначале...

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Вот. И если с ребенком учат сразу сложное, а он не может, то пользы это не принесет. Поэтому пусть бы лучше родители его не пугали сложностью, а учили потихонечку, не спеша. Хотя бы один звук спеть чистенько — уже хорошо. Потом два. Ведь любого ребенка можно научить петь. И напрасно думают, что кому-то «медведь наступил на ухо»... Просто кто-то быстро начинает интонировать, кто-то учится помедленнее. Надо иметь терпение и желание.
Ведь часто бывает, что слух есть, а вот координации между связками и слухом нет. И просто нужно постепенно это развивать. Родители часто от незнания торопятся. Теряют терпение. «А, и так хорошо... Не умеет, и ладно...»

А.Х. Кстати, мы с сыном, у которого не получалось, пели «походные песни». Идем, шагаем, что-нибудь поем — он выкрикивает, как умеет. Чувство ритма у него было сразу отменное...

ОЛЬГА ГЕТАЛОВА. Это очень хорошо. А интонацию развить можно! Это я проходила многократно. Особенно если чувство ритма есть — петь он всегда научится, это точно!