Мы принимаем Яндекс.Деньги

Мы в Контакте   Мы на Facebook   Издательство «Композитор» CD, DVD на livejournal.com   Издательство «Композитор» BOOK на livejournal.com   Издательство «Композитор» на twitter.com

  Яндекс.Метрика


Валерий Леонардович Бровко,композитор



ТИЩЕНКО Борис


 
         Борис Иванович Тищенко родился 23 марта 1939 года в Ленинграде, городе, без которого себя не мыслил, где прожил до конца своих дней (декабрь 2010). 
     В музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова Тищенко занимался по фортепиано у В. Михелис и композицией в классе Г. Уствольской. В консерватории Тищенко помимо композиции также учился как пианист (у А. Логовинского). По классу композиции занимался у В. Салманова, затем — у В. Волошинова и О. Евлахова, в аспирантуре — у Д. Шостаковича.

     Роль творческих контактов с Шостаковичем трудно переоценить, именно ему впоследствии композитор посвятит Третью и Пятую симфонии (последняя была написана после смерти Шостаковича). В 1963 году Тищенко по просьбе М. Ростроповича пишет Первый виолончельный концерт, который три года спустя завоевывает I премию на международном композиторском конкурсе «Пражская весна — 1966». С 1965 года Тищенко начинает преподавать в Ленинградской консерватории, с 1974 — ведет класс композиции.  Среди его учеников немало известных композиторов.
     Борис Тищенко писал фактически во всех существующих жанрах — от напева без сопровождения до суперсимфонии. Большое влияние оказало на композитора творчество Л. Бетховена, а также Ф. Шуберта, Г. Малера, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского. Важнейшим источником творческих открытий оказались неевропейские культуры — Индия, Китай, Япония и т. д., а также фольклор (в годы обучения в консерватории композитор принимал участие в фольклорных экспедициях). Наконец, нельзя не вспомнить о воздействии музыки композиторов ХХ века — прежде всего, Б. Бартока, А. Берга, С. Прокофьева, И. Стравинского и, конечно, учителей композитора — Г. Уствольской и Д. Шостаковича. 

     О творчестве пишет Михаил Бялик: 
     Ранние его сочинения — Первая и Третья симфонии, Первый виолончельный концерт — были восприняты как по преимуществу лирические. Общая концепция, набросок которой сделан выше, тут связана с выражением внутреннего мира героя, облик которого сливается с обликом автора. Но уже во Второй симфонии, «Марина» — с хором, на стихи Цветаевой, — лирическое начало соединяется с эпическим. Хотя главная поэтическая тема симфонии — любовь, тут также запечатлены и народ, и история. Романтическое противопоставление «я — и народ», «я — и история» неприемлемо для Тищенко. Естественная для него позиция: «я как часть народа», «я как персонаж истории». В ахматовском «Реквиеме», в балете «Ярославна» к лирике и эпосу добавляется трагедия. Это триединство присутствует едва ли не во всех последующих крупных произведениях композитора.
     В том числе — и в завершившем его путь мегацикле «Данте-симфоний». Впрочем, есть здесь и еще нечто важное — сатира, возрастающее от насмешки до гневного гротеска изобличение людских пороков. Нужно заметить, что в многогранном даровании Тищенко гармонически сосуществуют разнонаправленные, казалось бы, начала. Наряду со стремлением проникнуть в людскую психику, в сознание и особенно подсознание его всегда увлекало изображение звуками видимых предметов и явлений. Многие его коллеги пренебрежительно относились к программной музыке как к искусству низшего рода, он же в сочинениях разного жанра радостно предавался звукописи, добиваясь узнаваемости объектов и портретного сходства. Слушая музыкальную версию «Божественной комедии», восхищаясь мощью композиторского воображения, постоянно удивляешься: «Как, и это доступно музыке? И такие фантастические ландшафты, и такие затаенные свойства людской натуры способна она запечатлеть?» Вслед за классиками Борис Иванович подтвердил, что изобразительность в искусстве не исключает выразительности, а, напротив, усиливает ее.

     Многолетнее сотрудничество связывало наше Издательство с Борисом Ивановичем Тищенко. Издательство «Композитор • Санкт-Петербург» — обладатель эксклюзивных прав на сочинения Бориса Ивановича Тищенко. Сегодня в нашем каталоге более 60-ти произведений композитора. Начата работа по изданию Полного Собрания Сочинений Бориса Тищенко.

Изданные сочинения:

Литература о композиторе:

Ольга Скорбященская. Борис Тищенко: интервью robusta

Музыка на CD:

Сонаты для фортепиано. Исполняет Владимир Поляков (на 2-х CD)

Произведения в каталоге проката

           


Возврат к списку