СЛОНИМСКИЙ Сергей
Слонимский Сергей Михайлович — один из лидеров современной отечественной музыки, Композитор, музыковед, пианист, автор произведений во всех жанрах.
Родился 12 августа 1932 года в Ленинграде.Семья Слонимских причастна к науке, литературе и искусству. Отец музыканта Михаил Леонидович был известным писателем, членом содружества «Серапионовы братья», которое ощутимо влияло на облик литературного Ленинграда 1920-х годов. Дядя Николай Леонидович, выпускник Петербургской консерватории, стал авторитетнейшим американским музыковедом.
Ленинградское детство Сергея отмечено рано проявившимися стремлениями к музыке. Сочинять он начал в пять лет, до первых уроков в музыкальной школе с пианисткой Анной Даниловной Артоболевской и композитором Сергеем Яковлевичем Вольфензоном. Даже стихи он не читал, а пропевал, превращая в песенки. Толчком к сочинению послужило событие его детской жизни: Сережа впервые попал в театр на спектакль. Это была «Красная Шапочка» Евгения Шварца. Придя домой, мальчик тут же написал песенки Лисы, Зайцев и Волка.
1930–1950-е годы — пора ленинградских открытий: начало занятий музыкой, поступление в Ленинградскую консерваторию, встречи с педагогами, которые остались в памяти навсегда, первые композиторские опыты, концертные выступления. Среди разноголосицы событий, наводнявших детство и юность, особую по важности линию составило знакомство с новыми для Слонимского музыкальными сочинениями.
Знаменательно, что первым вдохновителем Сережи стал Прокофьев. Дерзостный новатор, непокорный ученик Лядова и Римского-Корсакова, он помог Слонимскому и обрести себя, и почувствовать благотворную связь с кучкистской традицией. Впервые услышав прокофьевские «Сказочку» и Марш из «Детской музыки», мальчик ощутил: «В таком роде и я смогу!».
Свежая мелодическая и ладовая речь, сокровенная чистота лирической интонации, стихийная сила наваждений-ритмов — вот те принципы стилистики Прокофьева, которые постепенно осознавались Слонимским и преломлялись им в собственном творчестве. Неслучайно с симфониями Прокофьева молодой музыкант позднее связал свои научные интересы, написав диссертацию и монографию. Эти работы дополняют представление о творческом credo Слонимского: ведь он говорит о музыке, во многом родственной своей.
Детство совпало с трудными годами войны, эвакуацией в Пермь. Но не прервались занятия музыкой. Открытием стало знакомство с оперной и балетной классикой — «Князем Игорем» Бородина, «Евгением Онегиным», «Лебединым озером», «Щелкунчиком» Чайковского в исполнении ленинградцев — эвакуированных артистов Театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Его дирижер Исай Эзрович Шерман сделался наставником Слонимского в ту пору. Все это способствовало формированию в творческой личности будущего композитора такой ключевой для него черты, как театральность.
С 7-й, «Ленинградской», симфонии начался путь Слонимского к Шостаковичу. Эта музыка вошла в сознание юного композитора как воплощение правды о войне, неотъемлемой частью которой был образ родного города.
Мысли и чувства, рожденные войной, музыкант пронесет через всю жизнь. К 60-летию Победы Слонимский напишет свою 12-ю симфонию (2004), которую посвятит Академическому симфоническому оркестру Санкт-Петербургской филармонии — исполнителю-соавтору трагического опуса Шостаковича. А баллада Слонимского «На смерть Жукова» со стихами И. Бродского (1995) стала единственным музыкальным и поэтическим приношением легендарному полководцу, «скромная лепта Родину спасшему»...
В военные годы возникли первые контакты Сережи с Москвой, где он обучался в Центральной музыкальной школе по композиции у Евгения Иосифовича Месснера и Виссариона Яковлевича Шебалина. Здесь Слонимский узнал и полюбил Грига — еще одно знаковое имя в его музыкальном пантеоне. Переклички с норвежским романтиком выйдут на поверхность в фортепианной «Северной балладе» (1999). Нечто григовское окрасит ладогармонический язык и проникновенные лирические темы Слонимского — например, тему Офелии из оперы «Гамлет»...
Возвратившись домой, Сережа продолжил обучение в школе-десятилетке при Ленинградской консерватории у Самария Ильича Савшинского по фортепиано, Бориса Александровича Арапова и Юрия Анатольевича Балкашина по композиции.
Наряду с детальным вслушиванием в оперы Мусоргского, Римского-Корсакова на уроках музыкальной литературы юный музыкант штудировал дома по клавиру гонимую «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Глубокий след оставили 9-я симфония Бетховена, «Шехеразада», «Испанское каприччио» Римского-Корсакова, «Болеро» Равеля, сочинения Шебалина, а также вальсы Шопена, «Кампанелла» Листа в исполнении Генриха Нейгауза, 6-я соната Прокофьева, вошедшая в репертуар Святослава Рихтера...
С 1950 года Слонимский — студент Ленинградской консерватории, которую окончил по двум факультетам — как композитор и как пианист (1955). Незабываемо то, что он получил в классах композитора Ореста Александровича Евлахова (ученика Шостаковича), крупного специалиста в области древнерусского певческого искусства Николая Дмитриевича Успенского, тонкого знатока фольклора Феодосия Антоновича Рубцова, глубокого исследователя оркестра Израиля Борисовича Финкельштейна, автора проникновенных мелодий Венедикта Венедиктовича Пушкова, замечательного пианиста-артиста Владимира Владимировича Нильсена.
Главное: в годы юности как никогда стремительно шло освоение Слонимским разных сфер музыки. Если постижение тайн древнерусской монодии и полифонического письма открывало пути в глубь веков, то изучение объявленных в послевоенную пору «формалистами» Брамса, Малера, Рихарда Штрауса, Дебюсси, позже — Шёнберга, Веберна, Луиджи Ноно, Ксенакиса подводило к пониманию направлений развития современного западноевропейского искусства.
Познание нового, а вернее — жизнь в музыке с каждым годом становилась полноводней, теснее сплетаясь с кипучей жизнью Ленинграда — Петербурга. В общении с выдающимся современным композитором Люцианом Абрамовичем Пригожиным, друзьями-сверстниками постигалась музыка ХХ века. Размышления о направленности, принципах собственного творчества питали также премьеры и вернисажи, выступления отечественных исполнителей и зарубежных гастролеров, контакты с поэтами, писателями, художниками, режиссерами, книги и спектакли. Так продолжается поныне. Все значимые культурные события города на Неве — в поле зрения Слонимского, которого часто можно встретить в одном из концертных залов.
Сегодня Сергей Слонимский — профессор Санкт-Петербургской консерватории, народный артист России, лауреат Государственной премии Российской Федерации имени М. И. Глинки, премии правительства Санкт-Петербурга (1996), Академик Российской академии образования, кавалер Командорского креста ордена «За заслуги» Республики Польша. Основатель и ведущий Музыкальных собраний Фонда культуры Петербурга, член Союза композиторов. В октябре 2009 года удостоен премии «Балтийская звезда».
Сочинения Сергея Слонимского часто исполняются в России и за рубежом.
Сергей Михайлович умер 9 февраля 2020 года в Санкт-Петербурге.
Основные произведения:
Ораториальная опера «Антигона» (2006) по трагедии Софокла (партитура и дирекцион)
Музыкальная драма «Виринея» (1965–1967) по мотивам повести Л. Сейфуллиной
Камерная опера «Мастер и Маргарита» (1970–1972) по М. Булгакову
Опера-баллада «Мария Стюарт» (1978–1980) на либретто Я. Гордина
Dramma per musica «Гамлет» (1990–1991) по трагедии У. Шекспира в переводе Б. Пастернака
Dramma per musica «Король Лир» (2000–2001) по трагедии У. Шекспира в переводе Б. Пастернака
Камерная опера (монодическая драма) «Царь Иксион» (1993–1995) по античному мифу и трагедии Ин. Анненского
Русская трагедия в четырнадцати видениях с тремя эпилогами и увертюрой «Видения Иоанна Грозного» на либретто Я. Гордина (также издана Сюита из этой оперы. Для солистов, хора и симф. оркестра. Партитура)
Сюита из балета «Волшебный орех» по «Сказке о крепком орехе» Э. Гофмана. Для большого симфонического оркестра. Партитура
Симфонический распев. Для духовых, струнных, ударных, двух арф и двух балалаек. Партитура
31 симфония:
Кантаты (среди них «Голос из хора» (1962–1963) на стихи Александра Блока, «Один день жизни» (1998) на тексты «Главы о тысяче» Дхаммапады в переводе В. Топорова)
Оратория «Час мужества»
Инструментальные концерты (в т. ч. для фортепиано /партитура, клавир/, для органа, для скрипки, альта, виолончели), а также:
|
|
|
|
Lamento furioso Для скрипки, кларнета и фп. |
Альба Для флейты или скрипки с фп. |
Бурлеска Для гобоя и фп. |
Звезда Востока Для скрипки и фп. |
|
|||
Легенда Для скрипки и фп. |
Монолог и токката Для кларнета и фп. |
Ноктюрн. Концертный вальс Для скрипки и фп. |
Пьесы Для маримбафона и ксилофона |
Соната Для скрипки и фп. Монодия Для скрипки соло |
Соната Для виолончели и фп. |
Сюита Для альта и фп. |
Три грации Сюита для альта и фп. |
|
|
|
|
Еврейская рапсодия Для фп., струнных, флейты и ударных Партитура |
Две школьные юморески Для скрипки соло |
Три концертные пьесы Для арфы |
Еврейская рапсодия Для фп., струнных, флейты и ударных Клавир |
|
|
|
|
Фортепианная музыка (в две и четыре руки, а также сборник пьес для самых маленьких — «Первые шаги на клавиатуре»)
Реквием для солистов, хора и симфонического оркестра (2003)
Сочинения для хора (в т. ч. песня «Петербургская звезда», сборник хоров для детей, Два хора на стихи А. Введенского), а также множество вокальных (песни и романсы) и симфонических, камерно-инструментальных произведений, среди которых:
|
|
|
|
|
Время чудовищ Для камерного оркестра | Диалог и фуга Для симф. оркестра | Из ветхого завета Партитура | Квинтет Партитура | Концерт-буфф Для камерного оркестра |
|
|
|
| |
Петербургские видения Партитура | Польские строфы Для меццо-сопрано и флейты | Трио Для скрипки, виолончели и фп. | 5 пьес из альбома «От 5 до 50» Для ансамбля ударных | Симфониетта Партитура |
|
| |||
| Мини-партита Для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фп. | Трио № 2 Для скрипки, виолончели и фп. |
Антифоны Для 2-х скрипок, альта и виолончели |
|
Музыка на CD:
24 прелюдии и фуги (на двойном CD)
Увертюра к опере «Видения Иоанна Грозного». Славянский концерт. Симфония № 10
Сергей Слонимский — детям. Исполняет автор
Вокальные сочинения на стихи А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
Король Лир. Drama per Musica по одноимённой трагедии У. Шекспира
Сочинения в каталоге проката
Литературные произведения Слонимского:
Бурлески, элегии, дифирамбы (мягкая обл., 2000)
Заметки о композиторских школах Петербурга XX века. К 150-летию Петербургской консерватории, 2012
Мелодика. Основы практического курса, 2018 г.
Мысли о композиторском ремесле, 2006
О новаторстве Шопена. К 200-летию со дня рождения, 2010
Парадоксы в современной музыке и в современной жизни, 2017
Практическая гармония. Учебное пособие
Свободный диссонанс. Очерки о русской музыке, 2004
Творческий облик Листа: взгляд из XXI в., 2010
Раздумья о третьем авангарде и путях современной музыки (заметки композитора), 2014
Книги О Сергее Михайловиче Слонимском:
Зайцева Т. Композитор Сергей Слонимский Портрет петербуржца | Сергей Слонимский — собеседник Ред.-сост. Е. Долинская | Долинская Е. Музыкальная галактика Сергея Слонимского |
Александр Харьковский: Интервью с продолжением...
СЕРГЕЙ СЛОНИМСКИЙ. ФОРТЕПИАННЫЕ ЦИКЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА:
ЧАСТЬ 1. «От пяти до пятидесяти»
ЧАСТЬ 2. «Первые шаги на клавиатуре»
ЧАСТЬ 6. «Из русских народных сказок»
ЧАСТЬ 9. «Три грации». «Колористическая фантазия»
ЧАСТЬ 10. Детский репертуар: как ввести ребенка в мир современной музыки
ЧАСТЬ 11. Детская музыка: традиции Европы и России
ЧАСТЬ 12. CD: композитор исполняет свою музыку — детскую и не только
ЧАСТЬ 13. Об исполнительской свободе