Войти  /  Регистрация
Меню
Валерий Леонардович Бровко,композитор

ПЕТРОВ Андрей

Андрей Павлович Петров (1930–2006) родился в Ленинграде. В 1954 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции профессора О. А. Евлахова. Лауреат Государственных премий СССР (1967, 1976), России (1996), Премии Президента РФ, народный артист СССР (1990). Был награжден кинематографическими премиями «Ника» (1992) и «Золотой Овен» (1995). С 1964 года до последних дней жизни он возглавлял ленинградскую — петербургскую композиторскую организацию, с 1992-го был президентом Филармонического общества Санкт-Петербурга. В 1998 году А. П. Петрову было присвоено звание почетного гражданина Санкт-Петербурга. Его именем названа открытая в 1994 году малая планета. 

Первые творческие устремления композитора были обращены к симфоническому (поэма «Радда и Лойко») и балетному («Берег надежды») жанрам. В 60-е годы он работает преимущественно в области песни и киномузыки, но вторая половина десятилетия приносит и знаменитую поэму «Памяти погибших в годы блокады Ленинграда». 70-е и первая половина 80-х отданы по преимуществу театру, хотя композитор, конечно, не расстается с жанрами песни и киномузыки.

Все большее внимание Петров уделяет «академической» сфере. Это концерты, в которых солисты выступают как герои инструментальных драм (Скрипичный и Фортепианный, Концертино-буфф); симфонические вариации, показывающие дар оркестровой изобретательности автора (Романтические вариации, вариации на тему Мусоргского «Русь колокольная»), симфонии (Первая, Вторая, «Время Христа»). К этим жанрам композитор обращается на рубеже 80–90-х, и уже в начале XХI века пишет свои последние сочинения, где вольно сочетает черты симфонии и кантаты: симфонию-фантазию «Прощание с...» и вокально-поэтическую сюиту «Если звезды зажигают...» на тексты Маяковского. 

Андрей Петров признавался, что творческие импульсы ему давали история, литература, живопись, влечение к которым он испытывал с детства. Его симфонии — поэтические, а театральные фрески — симфонические. Всё здесь обнаруживает сюжетное, зрительное начало и требует сценического воплощения. Не случайно театр стал важнейшей областью деятельности композитора.

Сюжеты, которые выбирал Андрей Петров, обладают поистине вселенским размахом. После ранних балетов «Станционный смотритель» и «Берег надежды» свой зрелый театр он начинает заново с «Сотворения мира» — создает свою Вселенную и смотрит на нее с нежностью и мягким юмором. Поэтичный, легкий, остроумный, светящийся радостью спектакль стал событием на ленинградской сцене, а вслед за этим завоевал публику многих европейских городов. Затем композитор исследует сюжеты из других эпох. Это начало XVIII века — новая эпоха русской истории, основание Петербурга («Петр Первый» — сюжет, который кажется неизбежным для ленинградца-петербуржца), начало XIX века («Пушкин») и века XX («Маяковский начинается»). Герои этого музыкального театра — центральные персонажи отечественной истории и культуры. Все они художники, творцы: Петр, Пушкин, Маяков-ский. Творцом является и Мастер («Мастер и Маргарита»). Сюжет Булгакова естественно выводит на сцену и героя симфонии-пассионов «Время Христа».

Театральные сочинения Петрова отличает оригинальность сценической концепции: среди них хорео-графическая притча, вокально-хореографическая симфония, опера-феерия... Контрастная драматургия, рельефный тематизм, характеристически точный оркестр обеспечили им долгую и успешную жизнь на многочисленных отечественных и зарубежных сценах.

Огромная аудитория зрителей покорена обаянием киномузыки Андрея Петрова. Блистательный мастер этого жанра, он демонстрирует ювелирную работу с бытовой музыкой. Его мелодии «растут, не ведая стыда» (А. Ахматова) из обыденных интонаций. Опоэтизированные, эти интонации даруют слушателю радость узнавания, а тонкость их сплава предлагает знатоку увлекательную игру в «знакомых незнакомцев». Лаконичная меткость характеристик делает мелодии композитора визитными карточками популярнейших фильмов, интимная общительность его музыки устанавливает ощущение близости между нею и миллионами слушателей-зрителей, а вкус и такт обеспечивают кинопартитурам статус подлинного искусства. Песенное же начало присутствует во всех произведениях Петрова. Инструмент напевает, а голос становится необходимым элементом симфоний и даже балета.

Сотрудничество Андрея Петрова с выдающимися исполнителями, хореографами, режиссерами складывалось чрезвычайно счастливо, перерастая в долголетние творческие союзы. Его балеты ставили хореографы Игорь Бельский, Наталия Касаткина и Владимир Василёв, Борис Эйфман; в спектаклях танцевали Ирина Колпакова и Михаил Барышников. Среди исполнителей оперных партий — Евгения Гороховская, Ирина Богачева, Сергей Лейферкус. В концертных залах его сочинения звучали в исполнении скрипачей Бориса Гутникова, Сергея Стадлера, Максима Венгерова, под управлением дирижеров Арвида Янсонса, Павла Когана, Евгения Светланова, Юрия Темирканова, Евгения Колобова, Александра Дмитриева.

Мир музыки Андрея Петрова светел и устойчив. Он слышится диатоничным и консонантным. При этом амплитуда звучаний, создаваемых композитором, широка, как широк диапазон его музыкальных привязанностей — жанров и стилей, которыми он распоряжается по праву музыканта, живущего на перекрестке всех времен и континентов: от Баха до джаза, от российских кантов до сонористики.

Его тема — устремление к обретению гармонии мира, классический идеал неисправимого романтика...

В течение многих лет (с 1964 г. ) А. П. Петров возглавлял Союз композиторов Санкт-Петербурга, являясь инициатором и бессменным генеральным директором международного фестиваля «Петербургская музыкальная весна».

15 февраля 2006 года в Петербурге Андрей Павлович Петров скончался. Композитор, которому с одинаковым успехом удавалось писать и симфоническую музыку, и песни для кинофильмов. Его популярные мелодии знает вся Россия, его балеты ставят во всем мире. До своей внезапной болезни он продолжал работать и строить новые планы.

Сегодня Издательство «Композитор • Санкт-Петербург» готовит издание 20-ти томов Собрания сочинений композитора.

Опубликованные сочинения

Уличные мелодии в смокингах для симфонического оркестра. Партитура (Собрание сочинений. Том XI)

Произведения для скрипки и фортепиано (Сюита из балета «Сотворение мира»,  транскрипция для скрипки и фп.; Цыганская рапсодия для скрипки и фп.; «В оркестре новый скрипач» в переложении для скрипки и фп. — Собрание сочинений. Том XV)

Вокальные циклы: «Простые песни». «Пять веселых песен для детей». Для голоса и ф-но (Собрание сочинений. Том XVI)

Песни 1950–60-х годов. Для голоса и ф-но (Собрание сочинений. Том 17)

Песни 1970–80-х годов. Для голоса и ф-но (Собрание сочинений. Том 18)

Песни 1980–2000-х годов. Для голоса и ф-но (Собрание сочинений. Том 19)

Последние симфонические произведения. Партитура (Собрание сочинений. Том ХХ)

Уличные мелодии в смокинге. В облегченном переложении для фортепиано

Блистательный Санкт-Петербург. Музыка для большого симфонического оркестра. Партитура

Ex profundis memoriae (Из глубин памяти). Забытая мелодия. Юмореска. Версии для струнного оркестра

Вальс из кинофильма «Берегись автомобиля»; увертюра к кинофильму «Укрощение огня». Транскрипция для двух фортепиано

Вальс (из кинофильма «Берегись автомобиля»); Зов синевы (из кинофильма «Синяя птица»). Легкое переложение для флейты (скрипки), кларнета и фортепиано. Клавир и партии (серия «Камерный ансамбль в детской музыкальной школе»)

Песенка о морском дьяволе. Легкое переложение для 3-х труб (кларнетов) и ф-но. Клавир и партии (серия «Камерный ансамбль в детской музыкальной школе»)

Элегия из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово». Легкое переложение для скрипки, виолончели и ф-но (арфы). Клавир и партии (серия «Камерный ансамбль в детской музыкальной школе»)

Я шагаю по Москве (из одноименного к/ф). Легкое переложение для 2-х флейт (скрипок, ксилофонов) и ф-но. Клавир и партии (серия «Камерный ансамбль в детской музыкальной школе»)

Янтарная россыпь. Музыка из кинофильмов. Обработка для квинтета деревянных духовых инструментов и фортепиано Михаила Глузмана. Партитура и партии

Две мелодии из к/ф «Забытая мелодия для флейты» и «Синяя птица». Вальс из к/ф «Берегись автомобиля». Обработка для флейты (скрипки) и фортепиано

Evergreen Songs. Популярные мелодии из кино- и телефильмов. Облегченное переложение для фортепиано (гитары) 

Серия Три хита. Андрей Петров. Легкое переложение для фортепиано (гитары)

Литература о А. Петрове

О. Сердобольский. Композитор Андрей Петров. Эскиз портрета

Музыка А. Петрова на CD

Время Христа. Симфония в шести частях (CD) 

         


Назад к списку новостей