Войти  /  Регистрация
Меню



преподаватель высшей категории 

Коптенкова Наталья Сергеевна

Детская музыкальная школа №23

Киев

Этапы развития ансамблевой игры В классу скрипки ДМШ

     В практике ДМШ и в следующих звеньях профессионального обучения еще преобладает акцент на развитие у учащихся именно сольных исполнительских качеств, приводит к односторонности их музыкального развития, ограниченности взглядов, неверной профессиональной ориентации. Вследствие у учащихся нередко производится негативное отношение к коллективного музицирования, как к делу второстепенной. Часто неумение играть в оркестре, квартете сводит фактически на нет положительные навыки, усвоенные музыкантом. В области ансамблевой игры он чувствует себя неподготовленным оркестрантом, который отстает от своих опытных коллег. Передовые педагоги убедительно показали, что именно в коллективе музыкант может полнее раскрыться, наилучшим образом выразить себя, развить лучшие стороны своего дарования и вместе с тем заимствовать наиболее эффективные приемы в общении с товарищами по коллективу.

     Где лучше будет развито у ребенка чувство ритма — в ансамбле или на индивидуальном уроке? Конечно в ансамбле, потому что маленький музыкант должен следить за рукой дирижера, которая показывает ему общий ритм, следит за смычками товарищей, слушает фортепиано, напрягает свою внимательность, ибо в противном случае он «выпадет из музыки». То же самое касается и слуха: ученик вынужден прислушиваться к своей группы, в соседних голосов, подстраивать интонацию, то есть опять-таки напрягать свои способности.Музыкальная память тоже развивается скорее, потому что приходится изучить свой голос в соотношении к другим голосов, помнить все паузы и поступления. Художественный вкус ребенка становится более гибким и разнообразным.

     Для того, чтобы ученика совершенно научить умению ансамблевого музицирования, ему нужно пройти через определенные этапы развития ансамблевой игры.

     Уже с первых уроков педагог имеет возможность собирать детей начинающих в группы и приучать их вместе двигаться под музыку, петь по руке дирижера, выполнять музыкальную зарядку и упражнения. Именно этим уже закладываются основы ансамблевой игры. Самая доступная музыка для детей в «подготовительном ансамбли» — это ритмичный аккомпанемент. Преподаватель на своей скрипке исполняет главную мелодию простых песен, а ученики сначала щипком, а затем смычком на открытых струнах своих скрипочек аккомпанируют учителю. Это очень привлекательная и эффективная форма музыкального развития ученика в условиях детской музыкальной школы и дошкольного работы.

     В конце первого полугодия обучения очень полезно объединять маленьких скрипачей для игры в унисон, что очень хорошо влияет на развитие интонации, воспитывает ритмичную организованность и умение внимательно слушать свою игру также игру других участников ансамбля.

     В дальнейшем, когда игровые навыки более или менее осваиваются учениками, они уже в состоянии играть в ансамбле скрипачей, который на мой взгляд обязательно должен быть созданным на струнно-смычковых отделе в любой музыкальной школе. На этом этапе дальше проходит развитие музыкальных способностей. В ансамбле скрипачей уже происходит распределение по голосам, поэтому у учеников лучше развивается полифонический слух. Также расширяется репертуар маленьких музыкантов, а периодические выступления на открытых концертах воспитывают сценическую выдержку.

     После участия детей в ансамбле скрипачей, начиная со средних классов, полезно направлять детей играть в оркестре. В музыкальной школе существует возможность создавать такие оркестры, в состав которых входят различные инструменты. Игра в оркестре приносит юным музыкантам неоценимую пользу. Коллективная игра раскрывает перед ними новые грани музыки, дарит радость совместных выступлений, убеждает в целесообразности и значимости своего дела. Конечно, трудностей при создании оркестра значительно больше, чем при организации ансамбля однородных инструментов. Методика работы с оркестром имеет свои закономерности и специфику. В то же время она во многом идентична методике работы с учащимися в специальных классах, так как на занятиях с оркестром ведется именно такая же тщательная работа над интонацией, ритмом, динамикой, музыкальной фразой, текстом.

     Все вышеупомянутые этапы ансамблевого музицирования положительно влияют на развитие музыкальных способностей учащихся, развивают исполнительские навыки юных скрипачей. Участие учащихся в различных ансамблях и оркестрах делает занятия ребенка в музыкальной школе интереснее. Игра в ансамбле помогает воспитать чувство коллективизма, так как ученики, преподаватель и концертмейстер стремятся к одной цели — к качественному конечного публичного исполнения музыкальных произведений на концертах или конкурсах.И даже ученики со средними природными музыкальными способностями, которые не в состоянии ярко и уверенно выступать сольно, во время игры в ансамбле показывают свои лучшие исполнительские стороны.

     И как вывод хочу процитировать слова известного современного российского преподавателя скрипача Эдуарда Пудовочкин: «С самого начала поисков методики обучения игре на скрипке я был уверен — первое знакомство с музыкой должно начинаться в коллективной форме. Правильно скоординированная работа ансамбля является мощным средством музыкального развития детей».


Вернуться на страницу автора